Молодежная субкультура – это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания со стороны органов системы профилактики требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей.
Участников деструктивных объединений отличает:
-претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);
-уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных;
-убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);
-общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон);
-ослабление связей с родственниками, прежними друзьями;
-замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.
На данный момент наибольшее распространение получили следующие деструктивные субкультуры: Зацеперы, «АУЕ», «Беги и умри», «Поясни за шмот» (Кэжуал), Офники, Колумбайнеры, ЧВК «Редан» и другие.
Зацеперы – движение, пропагандирующее зацепинг, т.е. особый способ передвижения на железнодорожном транспорте, при котором человек цепляется за боковые или торцевые стороны вагонов или просто едет на крыше либо на элементах наружной арматуры подвижного состава. Данный способ проезда запрещён законодательством. При проезде снаружи поездов лица могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети.
АУЕ – арестантское уркаганское единство, пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак» и определение смотрящих, романтизирует криминальный образа жизни.
«Беги и умри» – движение родилось из игры, по условиям которой подросток должен пробежать перед автомобилем, движущимся на большой скорости. Подобный «подвиг» снимается на видео, которое впоследствии выкладывается в соответствующих Интернет - сообществах, собирая лайки.
«Поясни за шмот», «Кэжуал» – движение молодежи, пропагандирующее право его участников требовать у любого прохожего объяснить, по какому праву он надел ту или иную одежду (фирма, стиль, цвет, надписи и т.п.). Если одежда «поддельная» или ее владелец «не достоин» ее носить, участники движения могут избить ее владельца или унизить его иным способом.
Офники – околофутбольные фанаты. Не являясь футбольными болельщиками, устраивают «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, выкладывая его впоследствии в соответствующих Интернет - сообществах. Драки устраиваются в малолюдных местах, имеется предварительная договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.
Колумбайнеры – последователи учащихся школы «Колумбайн» штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, и видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.). Движение, пропагандирующее стрельбу и насилие в школах, получило название скулшутинг.
ЧВК «Редан» – молодежное движение (далее – Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.
Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан».
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов учреждений образования
1. Если учащийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:
носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;
большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках – кисть, предплечье).
2. Если учащийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в семью», «как круто быть с вами» и т.п.;
заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/ или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;
сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»;
подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию.
Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они так или иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей.
При выявлении маркеров деструктивного поведения важно комплексно выстроить работу по оказанию социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи учащимся:
сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности учащегося в субкультуру классному руководителю, педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования;
проинформировать родителей (законных представителей) учащегося и выработать единую воспитательную стратегию;
проинформировать администрацию учреждения образования о необходимости применения к учащемуся комплексных мер профилактической работы.
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:
-усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;
-раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психологической помощи и социализации подростков;
-правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;
-родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;
формирование благоприятного психологического климата в учреждениях образования, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов учащихся, а также межличностных конфликтов внутри коллектива.
Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.
Памятка для педагогов по профилактике вовлечения подростков в молодежные деструктивные сообщества
Молодежная субкультура — термин, обозначающий модель поведения отдельного круга молодых людей, отличающихся своим поведением, стилем одежды, языка (сленга), имеющего специфические ценности и их символическое выражение, характерные для подростков и юношества.
Во все времена существовала субкультура молодежи как механизм социализации человека на определенном этапе взросления. Чувство взрослости, возникшее у подростков, побуждает их к самоутверждению, что выражается в собственных культурных ценностях.
Принадлежность к той или иной субкультуре делает жизнь подростков более разнообразной. Она помогает им найти единомышленников и получить признание среди сверстников. Так, например, увлечение историческим прошлым в движении реконструкторов или в рыцарском клубе не несет большой угрозы и может даже с течением времени стать профессией.
Однако к субкультурам часто присоединяются подростки и молодежь, на которых не обращают внимания дома, которые не чувствуют себя любимыми, принятыми, важными; те, кто пережил или переживает насилие в собственной семье. При этом, чем больше ранен подросток, тем более агрессивную течение он выберет, которому характерно потребление наркотиков, алкоголя, агрессивное поведение, что может быть очень опасными как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
В 20 веке наиболее массовыми были такие молодежные субкультуры, как стиляги, хиппи, панки, металлисты, рокеры, рэпперы, байкеры; в 21 веке – эмо, готты, диггеры, сталкеры анимешники (компьютерные гики), зацеперы, «беги и умри», колумбайеры, ванильки. В 2020-2021 годах распространилось движение Дед Инсайд как наиболее пессимистичный вариант молодежной субкультуры. В 2023 году – ЧВК «Редан».
Скинхеды
Ультраправая молодежная субкультура, члены которой отличаются весьма экстремальной деятельностью и пропагандируют национал-социалистическую идеологию.
Образ типичного скинхеда: выбритая голова или короткие волосы, темные футболки или рубашки, темные куртки, высокие ботинки.
Эмо
Довольно известный пример субкультуры. Обычно к ней относятся подростки с ярко выраженным акцентом на личные переживания, возвышенную дружбу и любовь, романтизм. Ориентируются на духовные идеалы в виде честности, искренности, верности. Появилась в Британии в 80-х годах ХХ века.
Популярная атрибутика: значки на одежде, сумках, обуви, а также крупные украшения, очки в яркой оправе. В имидже преобладают черный и розовый цвет. Эмо зачастую ранимые и депрессивные, имеют склонность к суициду (культивируемой искусственно или реальную).
Готы
Предполагается, что термин произошел от значения «варварский» либо от прозвища лидера группы «Sex Gang Children» (Граф Визи-гот). Субкультура формировалась как музыкальная, однако позже существенное влияние оказала литература (Мэри Шелли, Э.По и т.д.) и кинематограф («Сонная лощина», «Ворон» и т.д.).
Главные аспекты имиджа: преобладание в одежде черного цвета, металлические украшения, готическая символика (черепа, кресты, пентаграммы и так далее). Макияж используют и женщины, и мужчины (белая пудра, черная подводка для глаз).
Панки
Пример субкультуры, о которой слышали практически все. Слово «панк» происходит от английского «punk» (отбросы, грязь). Представители субкультуры отличаются стремлением к независимости, антимилитаризму, нигилизму, и личной свободе.
Типичный образ: яркие волосы, закрепленные в ирокез. Зачастую носят куртки-косухи, пятнистые джинсы, кеды, тяжелые ботинки. Пользуются декоративной косметикой. Известные атрибуты субкультуры: браслеты, ошейники с шипами, серьги.
Геймеры
Термин произошел от английского слова «gamer» (игрок). Речь идет о человеке, увлекающимся компьютерными играми, чувствующим от них психологическую зависимость. Увлечение может повлечь за собой неблагоприятные последствия: человек перестает адекватно воспринимать реальность. Геймеры относятся не только к молодежной субкультуре – тяге к играм могут быть подвержены и дети, и люди в возрасте.
Внешне геймеры могут не отличаться от сверстников, но их «сущность» легко обнаружить при общении: они владеют множество непонятных большинству людей терминами, относящимся к геймерской жизни.
ЧВК «Редан»
Особенностью «рёдановцев» является черная одежда, длинные волосы, клетчатые штаны с изображением паука, на котором нарисована цифра «4», которая также взята из аниме Hunter х Hunter. В японском мультсериале фигурировала группировка под названием «Геней Рёдан» или «Пауки».
В своих в своих группах в социальных сетях члены «ЧВК Рёдан» заявляют, что паблик создан исключительно в развлекательных целях.
Тем не менее, именно драки в многолюдных общественных местах стали визитной карточкой этого аниме-движения. Считается, что подростки, поддерживающие идеи этой субкультуры, нетерпимы к представителям футбольного фан-движения и тех, кого называют «гопниками».
Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности:
- деформация семейных отношений;
- недостатки в организации воспитательного процесса в учреждении образования;
- нарушение конструктивного взаимодействия подростков и молодёжи с социальной средой и, в связи с этим, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у несовершеннолетних твёрдых нравственных взглядов и убеждений;
- неорганизованный асоциальный характер деятельности и отношений;
- постепенное отчуждение несовершеннолетних от первичных социально полезных групп (семьи, класса, студенческой группы и др.)
Признаки вовлечения подростков в деструктивные сообщества:
- неординарная одежда (одежда, украшения и т.д.);
- необычный внешний вид (причёска, цвет волос, наличие татуировок и др.);
- пристрастие к определённым музыкальным стилям;
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для её членов символике и атрибутике группы;
- агрессивность, эпатажность, отклонения от принятых норм, либо, наоборот, – податливость, депрессия, пассивность;
- позиционирование своего превосходства (мы лучше, мы сильнее, вы ничего не знаете…) и другие.
Личностные особенности несовершеннолетних, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности:
- трудности формирования жизненных ориентиров и ценностей; переживание собственной неуспешности;
- трудности самопонимания, отсутствие адекватной самооценки;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- отсутствие умений взаимодействовать с окружающими;
- неустойчивость эмоциональной сферы.
Что же делать, если заметили, что подросток присоединился к одной из молодежной субкультур?
Читать нотации, ругаться, запрещать — противопоказано!
ВАЖНО выявлять:
- насколько глубоки их убеждения, или это обычное озорство;
- являются ли взгляды подростка угрозой для других сверстников;
- наносят ли вред эти взгляды и убеждения психологическому здоровью самого несовершеннолетнего;
- каковы причины выбора конкретной субкультуры.
Учреждениям образования в случае выявления признаков вовлечения подростков в деструктивные сообщества НЕОБХОДИМО:
- сообщить педагогу социальному, педагогу-психологу о предполагаемых рисках вовлечения учащегося в субкультуру для проведения социально-педагогической и психологической диагностики особенностей психоэмоционального состояния и личностных особенностей обучающихся;
- информировать законных представителей учащегося для определения единых методов профилактики деструктивного воздействия;
- обеспечить проведение:
- занятий по формированию у учащегося критической позиции по отношению к субкультуре, к которой он себя относит, коррекции поведения («Неформальные молодёжные объединения: «за и «против», «Неформалы: путь к себе или от себя», «Выбираю круг общения», «Субкультура: «за» и «против» и др.).;
- психологических тренингов личностного роста («Я принимаю себя», «Я познаю себя», «Я умею разрешать конфликты» 7 и др.), циклов занятий, направленных на формирование и развитие толерантности, положительной самооценки, стрессоустойчивости;
- обеспечить занятость подростка в различных формах досуговой деятельности, позволяющих почувствовал ситуацию успеха, свою значимость и ценность в коллектив с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и потребностей;
- обеспечить контроль посещения учащимся Интернет-сайтов деструктивной направленности.
Молодые люди от 14 до 23 лет являются в большей степени участниками субкультур. Таким образом, именно на эту группу, «группу риска», следует обращать особое внимание в образовательном процессе