Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних — одна из центральных социально-психологических проблем современной науки.
Деструктивное поведение — это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм и причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.
Деструктивное поведение (лат. destructio — «разрушаю») — разрушительное поведение, причиняющее реальный ущерб личности или ближайшему окружению, обществу в целом.
В научной и методической литературе встречается многообразие терминов, обозначающих отклонение от социальных норм.
Типы девиантного поведения:
-
Делинквентный тип — отклоняющееся поведение, в крайних проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние (криминальное поведение).
-
Аддиктивный тип (зависимое) — девиантное поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения психического состояния.
-
Патохарактерологический — поведение, обусловленное патологическими изменениями характера (психопатии, акцентуации).
-
Психопатологический — поведение на основе психопатологических симптомов и синдромов.
Термин «девиантное поведение» может применяться к детям после 5 лет, в строгом смысле — не раньше 9 лет.
Формы девиантного поведения в детском возрасте:
· школьные прогулы, агрессивное поведение;
· злословие, ложь, воровство; насилие;
· воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества;
· побеги из дома, бродяжничество, вымогательство.
Формы девиантного поведения у подростков:
· школьные прогулы или отказ от обучения;
· ложь, агрессивное поведение, хулиганство;
· нарушение пищевого поведения;
· субкультуральные девиации, необычный внешний вид, экстремальные увлечения;
· кражи, грабежи, вандализм; воровство (делинквентное поведение);
· физическое насилие, уходы из дома, бродяжничество;
· зависимость от алкоголя и наркотиков; курение (аддиктивное поведение);
· аутодеструктивное поведение (суицидальное и самоповреждающее поведение).
Факторы риска девиантного поведения:
-
Биологические: ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость; нарушения ЦНС.
-
Личностные: недостаточная сформированность эмоциональной сферы, низкий самоконтроль, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, внушаемость, нравственная незрелость.
-
Семейные: нарушения детско-родительских отношений; жестокое обращение, насилие; безнадзорность.
-
Социальные: неблагополучное окружение; низкий статус в группе сверстников; негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества.
Типологии отклоняющегося поведения:
Антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное).
Типы деструктивной модели поведения:
Антисоциальный; аддиктивный; суицидный; фанатический; аутический; нарциссический; конформистский.
Деструктивное поведение делится на:
-
Внешнедеструктивное (аддиктивное, делинквентное);
-
Внутридеструктивное (суицидальный, конформистский, нарциссический, фанатический, аутистический).
Профилактическая работа:
-
создание комфортной социокультурной среды;
-
развитие позитивного мышления;
-
формирование здорового образа жизни;
-
минимизация негативных последствий деструктивного поведения;
-
формирование культуры общения и ценностного отношения к правилам;
-
повышение компетентности и социальной успешности;
-
развитие продуктивной саморегуляции;
-
активизация личностных ресурсов;
-
нравственно-правовое закаливание;
-
психолого-педагогическая диагностика;
-
формирование качеств, повышающих устойчивость к неблагоприятным факторам;
-
минимизация негативного влияния среды;
-
взаимодействие с различными субъектами профилактики.