Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Организация работы по раннему выявлению несовершеннолетних, склонных употреблению психоактивных веществ в образовательных учреждениях

Дата: 4 октября 2022 в 17:00

Методы по выявлению несовершеннолетних, склонных к злоупотреблению или употребляющих психоактивные вещества

Общие признаки употребления наркотиков и токсических веществ

- изменения внешнего вида и поведения, в той или иной мере напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;

- изменение сознания: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;

- изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость;

- изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз или их мутность, сильное суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет; изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;

- изменение двигательной активности: повышенная (оживленная) жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или же наоборот: обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);

- изменение координации движений: нарушения их плавности, скорости, соразмерности (размашистость, резкость, неточность); неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно при закрытых глазах); нарушения почерка.

Перечисленные признаки наиболее выражены в развернутой стадии заболевания, т.е. они могут быть представлены не все, быть стертыми, мало выраженными.

Кроме этих признаков следует обратить внимание на такие проявления как:

- резкое снижение успеваемости;

- потеря интереса к старым увлечениям – спорту, коллекционированию, чтению, музыке;

- участившиеся прогулы занятий;

- различного рода противоправные действия;

- кражи;

- частые резкие и непредсказуемые смены настроения;

- раздражительность, нигилизм, агрессивно-критическое отношение к обычным ситуациям и событиям;

- нарастающая лживость;

- интерес к разговорам о наркотиках;

- частые синяки, порезы, ожоги от сигарет, не находящие удовлетворительного объяснения;

- убежденное отстаивание свободы употреблять наркотики.

Алгоритм проверки информации об употреблении обучающимся ПАВ.

- Изучение личностной и социальной зрелости школьника – возможного потребителя психоактивных веществ;

- Изучение ближайшего, в том числе семейного, окружения данного учащегося;

- Развенчивание ложного авторитета взрослости у лица (подростка), потребляющего ПАВ, что является не только предметом общей профилактики наркомании, но и задачей индивидуальной работы с самим потребителем ПАВ.

Методика оценки предрасположенности подростка к потреблению одурманивающих средств.

Данный тест позволяет выявить предрасположенность подростка к употреблению токсических или наркотических веществ, не констатируя факт потребления подобных веществ.

Тест могут использовать педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, отмечая наблюдения за обучающимися, при определении «группы риска» возможного возникновения зависимости от ПАВ.

Инструкция: Ответьте «Да» или «Нет» на каждое из 9 утверждений, основываясь на длительном наблюдении и изучении личного дела обучающегося.

  1. Низкая устойчивость к физическим перегрузкам и стрессам.
  2. Неуверенность в себе, низкая самооценка.
  3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
  4. Тревожность, напряженность в общении в образовательном учреждении.
  5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.
  6. Избыточная зависимость от друзей, легкая подчиняемость мнению знакомых, некритическая готовность подражать образу жизни приятеля.
  7. Отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.
  8. Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.
  9. Отягощенная наследственность – заболевания отца (матери) наркоманией или алкоголизмом.

Обработка и интерпретация результатов.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять баллов. За ответ «Да» на любой из вопросов 6, 8 – по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 – по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы – 0 баллов.

Сумма менее 15 очков означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 очков – средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 очков следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.

Методика диагностики употребления наркотиков

Данной методикой могут пользоваться педагоги образовательных учреждений для определения злоупотребления ПАВ определенным обучающимся.

Инструкция: на предлагаемые вопросы дайте тот вариант ответа, который в большей  степени соответствует Вашим наблюдения за подростком. Постарайтесь отвечать предельно откровенно.

  1. Наблюдается ли частая смена настроения – резкий переход от буйной радости к глубокой депрессии и наоборот несколько раз в течение дня?

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Речь в последнее время постоянно замедленная, вязкая, нестройная – как будто человек не спал несколько дней.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Зрачки постоянно расширены или сужены, но на свет не реагируют.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Наблюдается постоянное покраснение век на глазах.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Сердцебиение постоянно учащенное, хотя сильным физическим нагрузкам не подвергался(ась).

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Часто заметен тремор (дрожание, подергивание) конечностей, хотя человеку явно не холодно.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Часто заметен тремор языка.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Постоянно жалуется на сухость во рту.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. В последнее время часто облизывает губы – движения повторяются постоянно, даже в состоянии покоя.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Постоянный сухой кашель (покашливания), но это явно не простуда и продолжается довольно длительное время.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Кожа в последнее время некрасивая, бледно-серого или близкого к этому цвета.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Много прыщиков, которые возникают в самых разных местах на коже, долго не проходят, но это явно не возрастное явление.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. В последнее время наблюдается резкое, чрезвычайно быстрое похудание.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Несбалансированное питание – временами не принимает никакой пищи часами и даже днями, а после – гипераппетит, когда ест без разбору в огромных количествах.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Постоянно чешется – мелкий, неприятный зуд во всем теле.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Наблюдаются легкие красноватые точки в самых неожиданных местах – на ступнях, в паху, под языком. Явно не прыщики, а именно красноватые точки странного происхождения.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Крайне враждебно и негативно относится к врачам любого профиля без разбору – в последнее время к ним совершенно не обращается, даже если со здоровьем случается крайне плохо.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Резкое повышение сексуальной активности,в последние 5 месяцев.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

  1. Полная импотенция/фригидность.

а) да, это так;

б) нет, совершенно не соответствует действительности.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте полученные баллы, за вариант «а» - 1 балл, «б» - 0 баллов.

0 баллов. Причин проблемной ситуации не наблюдается.

От 1 до 5 баллов. Есть некоторые признаки употребления ПАВ. Необходимо провести более тщательное наблюдение. Возможно, с ребенком что-то происходит: чем-то болеет, переживает жизненный кризис или др. Если вы проективно тестировали подростка, то попробуйте собрать о нем более подробную информацию от других педагогов. Аккуратно поговорите с родителями о наблюдаемых признаках неблагополучия, обсудите с ними причины изменившегося поведения или состояния ребенка. Побеседуйте с самим ребенком, предложите возможную помощь.

От 6 до 18 баллов. Тот, кого вы оценивали посредством данного теста, с высокой степенью вероятности принимает наркотики. Необходимо проинформировать родителей (законных представителей) и администрацию образовательного учреждения. Для выявления психоактивного вещества в организме нужно предложить родителям сделать анализ мочи, приобретенным в аптеке тестом. Родителей с ребенком следует направить к наркологу для очищения организма и к психотерапевту – на групповую или индивидуальную реабилитацию. 

Последовательность действий педагога и администрации образовательного учреждения при подозрении злоупотребления ПАВ обучающимися

Действия педагога образовательного учреждения, при подозрении нахождения обучающегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у обучающегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:

 Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

 Немедленно поставить в известность администрацию школы.

Срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.

В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).

Нецелесообразно проводить немедленно разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.

При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.). Помните, за жизнь и сохранность здоровья ребенка в образовательном учреждении несет ответственность администрация образовательного учреждения.

Действия педагога при возникновении подозрения периодического употребления несовершеннолетним наркотиков

Если Вы подозреваете обучающегося в злоупотреблении наркотиков, то наиболее оправданы следующие действия:

Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) данного ребенка.

При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с врачом-наркологом.

Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Действия психолога или классного руководителя (лицо, которому может довериться обучающийся) при подозрении употребления ПАВ несовершеннолетним.

Если вы подозреваете, что обучающийся употребляет наркотики – не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его. Возможно, Вы единственный человек кому ребенок может довериться. Основные правила:

Предоставляйте подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. При первом контакте избегайте репрессивной и осуждающей тактики, постарайтесь убедить ребенка в целесообразности обращения за медицинской помощью.

Укажите на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ; сообщите, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.

Не разглашайте информацию о проблемах подростка другим педагогам и обучающимся, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. Тем не менее, сообщить администрации школы и родителям Вы обязаны.

 При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ необходимо точно знать: Какова ситуация в его семье? Могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка? Каково его социальное окружение по месту жительства?

 Необходимо иметь информацию об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.

Общие аспекты организации воспитательной работы в образовательном учреждении, в котором выявлены несовершеннолетние, употребляющие ПАВ

В образовательном учреждении, в котором обучаются несовершеннолетние, злоупотребляющие психоактивными веществами, необходимо учитывать следующие моменты:

Социально-профилактическая и медико-психологическая помощь, ориентированная на отдельные случаи вмешательства по отдельным детям и подросткам, без работы в микросреде, без разъединения группы наркотизирующихся несовершеннолетних практически неэффективна, также как и временная изоляция ребенка в домашних условиях, или разовое приглашение инспектора отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних, часто используемое «с целью устрашения».

Начинающий наркоман, несмотря на его установку оставить школу, должен оставаться как можно дольше в школьной среде и продолжать учебу, так как это один из существенных социально-психологических факторов противодействия нарастающей социальной дезадаптации подростка.

Для предупреждения распространения злоупотребления ПАВ в среде обучающихся необходимо внедрять профилактические тренинговые программы, направленные на выработку сопротивления предложениям наркотиков, на формирование здорового жизненного стиля и развитие личностных ресурсов школьников (например, программы «Все, что тебя касается», «Полезная прививка», «Перекресток», «Сталкер», «Все цвета, кроме черного» и т.п.).

Профилактическая работа должна быть не только предупреждающей, но и активно направленной, а на этапе формирующейся зависимости обязательно комплексной с привлечением всех специалистов, работающих с детьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками. Целевыми задачами такой комплексной деятельности являются:

разъединение асоциальных групп, в которых практикуется постоянный прием токсических и наркотических веществ;

объединенная помощь детям социального педагога, школьного психолога, врача, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних в преодолении формирующейся зависимости и отклонений поведения;

восстановление школьного статуса ребенка, бросившего прием токсико-наркотические вещества с коррекцией возникших у него пробелов в обучении и воспитании.

Литература

Шипицина Л. М., Казакова Е.И. Школа без наркотиков [Текст]: В помощь образовательному учреждению «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/Ред. Т. В. Буркова.- СПб.: издательство «Образование-Культура»,2002.-160с. ISBN 5-88857-098-2, 60000 экз.

Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья [Текст]: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике/ И.Авидон.- СПб.:Речь, 2007.-320с.ISBN 5-9268-0527-9, 1500 экз.

Диагностика здоровья. Психологический практикум/Под ред. проф. Г.С. Никифорова.- СПб.: Речь, 2007.-950с.   ISBN 5-9268-0528-7, 2000 экз.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.