Через игру ребенок может косвенно заявить о своих проблемах. Изменения в игровой деятельности отражаются в тематике, содержании игр, характере их исполнения и тех чувствах, которые ребенок проявляет в игре. В связи с этим, игра может выступать и как способ распознавания травмы, и как способ ее проработки. Проигрывая в игре травматическое событие, ребенок привносит в нее атрибуты насилия. В случае физического насилия это могут быть драки, использование оружия, нанесение ран, насильственное завершение игры (смерть). При сексуальной травме ребенок может имитировать в игре сексуальные действия. В деятельности таких детей много повторяющихся компонентов, они вновь и вновь возвращаются к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам.
Последствия насилия могут проявляться и в продуктах деятельности ребенка: рисунках, сказках, рассказах.
Карта наблюдений
Карта заполняется учителем, воспитателем, социальным педагогом, психологом (любым взрослым-специалистом, находящимся в постоянном контакте с ребенком).
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.
Ф.И.О. опрашиваемого ______________________________________________________
Ф.И.О. ученика _____________________________________________________________
Возраст ученика_________________________ Дата ______________________________
- Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.
- Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт.
- Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых.
- Замкнуто и отчужденно держится с родителями .
- Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется.
- Часто наблюдаются внезапные и резкие спады настроения.
- Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
- Выражение лица чаще всего угрюмое и отрешенное.
- Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.
- Навязывается другим, им легко управлять.
- С некоторыми сверстниками ведет себя заискивающе.
- Сделав что-то, часто тайком изучает реакцию присутствующих.
- Резко негативно относится к замечаниям.
- Агрессивен (кричит, употребляет силу).
- Пристает к более слабым детям.
- Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
- Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
- Не заинтересован в учебе.
- Не заинтересован в одобрении или в неодобрении взрослых.
- Непунктуален, не старателен.
- Одевается вызывающе (не по возрасту).
- Бесцельно двигает руками. Наблюдаются разнообразные «тики», подергивания.
- Грызет ногти.
- Говорит отрывисто, запинается, часто срывается на крик.
- Грязен, неопрятен.
- Выглядит так, как будто очень плохо питается.
- Родители часто лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
- Часты вирусные заболевания.
Все вопросы разделены по шкалам:
Недоверие к новым людям и ситуациям |
1, 2, 3, 4 |
Депрессия и уход в себя |
5, 6, 7, 8 |
Тревожность по отношению к окружающим |
9, 10, 11, 12 |
Враждебность по отношению к окружающим |
13, 14, 15, 16 |
Недостаток социальной нормативности |
17, 18, 19, 20 |
Невротические симптомы |
21, 22, 23, 24 |
Неблагоприятные условия среды |
25, 26, 27, 28 |
В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, работающий с ребенком, можно определить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.