Методика интервью для диагностики насилия
Данная методика применяется для диагностики случаев насилия и жестокого обращения с детьми. Она предназначена для подростков и существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для подростков 13-14 лет. Ситуации для подростков 11-12 лет выделены жирным шрифтом, а для подростков 13-14 лет – курсивом. Интервью проводится индивидуально.
Инструкция. Перед тобой ситуации, в которые попадали твои ровесники. После каждой ситуации есть несколько вопросов, обведи кружочком том ответ, который больше всего совпадает с твоим мнением. Не надо думать над вопросами очень долго, это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.
Дата:
Твой возраст:
Твой пол:
Твой класс:
Кто живет с тобой в семье (у тебя дома), перечисли:
Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному ребенку: хорошая одежда, хорошая еда, игрушки, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
Костя живет с родителями. Кажется, что у него есть все, что нужно нормальному человеку. Хорошая одежда, хорошая еда, школьные принадлежности. Но все же Костя чувствует себя одиноким, так как родители не интересуются его жизнью, его проблемами, хотя ему бы этого очень хотелось.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Кости, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Костей?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Кости...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Таня часто голодает, потому что взрослые не готовят для нее еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду или забывают постирать или погладить имеющуюся.
Таня часто голодает, потому что взрослые не покупают продуктов питания, и не дают денег Тане на еду. Ей не покупают соответствующую сезону одежду, у нее нет возможности постирать или погладить имеющуюся.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Тани, находятся...
- Многодетен.
- Мало детей. Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Таней?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Тани...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая
Женя учится в 6 классе, но не имеет ничего собственного: игрушек, своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним. Он возвращается домой, когда хочет, иногда очень поздно и ночью.
Женя учится в 10-м классе, но не имеет ничего собственного: своей комнаты, места, где можно делать уроки. Никто не присматривает за ним и не волнуется, когда он возвращается домой очень ночью.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Жени, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Женей?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого,
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Жени...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.
Родители Миши контролируют каждое его действие. Он редко проводит время со своими друзьями и только тогда, когда родители считают, что друг ему подходит. Его мать часто приходит в школу проверить его и посмотреть, не нуждается ли он в помощи.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Миши, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Мишей?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Миши...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.
Родители Пети часто кричат на него, они оскорбляют и унижают его, обзывая разными словами.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Пети, находятся...
Много детей.
Мало детей.
Никто.
Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Петей?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Пети...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.
Отец Гоши часто поднимает на него руку, так что ушибы и ссадины у него по всему телу.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Гоши, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Гошей?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Гоши...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.
Родители Ларисы часто бьют ее за проступки, не выяснив причины.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ларисы, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Ларисой?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ларисы...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Аня – ученица 6 класса, активная и жизнерадостная девочка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.
Аня – ученица 10-го класса, активная и жизнерадостная девушка. Однажды с Аней случилась история: против ее воли один человек трогал ее интимные части тела и заставлял трогать свои. Аня переживала эту ситуацию, стала более замкнутой и раздражительной.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Ани, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Аней?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Ани...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже родители Оли об этом ничего не знают.
Один знакомый Оли пригласил ее на чай. После чаепития он заставил ее трогать его интимные места и попросил никому не рассказывать о случившемся. Даже близкая подруга и родители Оли об этом ничего не знают.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оли, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Олей?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с ситуацией Оли...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Максима заставляли смотреть видео о сексе и порно-фотографии, когда он этого не хотел. Ему было противно, но возможности уйти не было.
Максима заставляет фотографироваться в обнаженном виде против его воли. Ему было очень противно и неприятно, но возможности уйти не было.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Максима, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Максимом?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Максима...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.
Оксана часто получает плохие оценки за домашние задания, потому что дома нет возможности заниматься уроками: шумные гости родителей, много домашних дел, отсутствие места, где можно делать уроки.
- Как ты думаешь, в ситуации, такой же, как у Оксаны, находятся...
- Много детей.
- Мало детей.
- Никто.
- Не знаю.
- Знаешь ли ты кого-нибудь, кто находится в ситуации, похожей на ситуацию с Оксаной?
- Я знаю многих таких.
- Я знаю одного такого.
- Я знаю несколько таких,
- Не знаю ни одного.
- Как ты думаешь, ситуация в твоей семье по сравнению с семьей Оксаны...
- Очень похожа.
- Иногда я чувствую, что нахожусь в похожей ситуации.
- Совершенно другая.
Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (поставьте галочку перед выбранными вариантами, число выборов не ограничено)?
Бывает так, что родители или опекуны бьют своих детей в тех или иных жизненных ситуациях. Когда, на твой взгляд, можно физически наказывать ребенка (число выборов не ограниченограничено)?
1) лжет;
2) поздно возвращается домой;
3) получает плохие отметки в школе;
4) прогуливает уроки;
5) ворует;
6) неуважительно относится к старшим и родственникам;
7) испортит что-то ценное;
8) не заботится о своей одежде и рвет ее;
9) расстраивает родителей;
10) курит;
11) употребляет алкоголь.
Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?
Есть ли у тебя тайна, которую ты боишься рассказать?
Да.Пожалуй, нет.Точно нет.
Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы к ситуациям с первой по одиннадцатую. Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на последний вопрос «да»), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилия, если большинство ответов под номером 2 (на последний вопрос «трудно сказать»), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия, если же большинство ответов 3 (на последний вопрос «нет»), то ребенок, скорее всего ситуацию насилия не переживал.