Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»
Методика предназначена для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта представлений ребенка о насилии. Используется для подростков и раннего юношеского возраста. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время проведения – 15 мин.
Инструкция: перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, которым первым пришел к тебе в голову. Это не тест, здесь нет правильных и неправильных ответов.
- Я весь трясусь, когда …
- Если бы все ребята знали, как я боюсь…
- Если тебя разозлили, то нужно…
- Воспитывать детей нужно с помощью…
- Ребенок в семье…
- Мои близкие думают обо мне, что я…
- Я боюсь идти домой, когда…
- Я лучше побуду один, чем с…
- Когда я вижу, что кого-то бьют, мне
- Бить другого можно, когда…
- Дети с опаской относятся к окружающим, потому что…
- Применение физической силы к более слабому…
- Родители кричат на детей, когда…
- Когда у меня будут дети, я никогда…
- Наша семья была бы идеальной, если бы не…
- Я хочу побыть один, после…
- Я убежал бы из дома, если бы…
- Больше всего я не люблю, когда мои родители…
- Я хочу, чтобы меня…
- Приемлемое наказание – это…
Ответы на вопросы 2,7, 9,13,18,19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии; 3,4,11,20 – когнитивный; 1,8,10,12,14,16 – поведенческий аспект. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.
С помощью данной методики можно диагностировать три важнейших параметра, а именно: какое представление ребенок имеет о насилие как о явлении; с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, с чем они связаны; какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.